Лев Зонов
Вот и новая осень...

 

НОВОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ К ПЕСНЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[5]

НОВОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ К ПЕСНЕ

 

Я не нашел другого названия этим нескольким фразам, которые попросил меня сказать автор, - замечательный человек, поэт и композитор Лев Зонов, горный инженер-геофизик, выпускник Уральской горно-геологической академии.

В 1997 году он выпустил свой первый сборник стихов и песен, имевший большой успех, особенно в геологической и горняцкой среде. Во вступительном слове к нему я приглашал читателей к стихам и музыке, широко известным в 60-90 гг. Этот сборник был посвящен 80-летию академии.

Прошло 5 лет - и вот, снова в юбилейный год, выходит новый сборник Льва Зонова, еще более лиричный, глубокий и разнообразный по содержанию. Выход этого сборника чудесным и закономерным образом совпал с изданием второй книги альманаха "Уральцы на Колыме и Чукотке. (1937 - 2000 гг.)", которая, как и первая, начиналась с песни Льва Зонова, неоднократно бывавшего в командировках в тех местах. Неслучайно, что выходят они в год 85-летия академии, выпускники которой осваивали и этот романтический, суровый и трагический край. Совершенно очевидно, что герои этих двух книг принадлежат одному племени романтиков и преданных профессии людей, знающих, что такое настоящая дружба и настоящая любовь, - во всём.

Пользуясь случаем, не могу не высказать, как ректор, слова признательности и уважения автору этой книги Льву Зонову за творческий труд во имя авторитета Уральской горно-геологической академии, будущие выпускники которой, уверен, будут петь и эти песни тоже!

Ректор Уральской
Горно-геологической
академии, профессор         И.В. Дементьев

 

 

 

 

 

[6]

 

О СЕБЕ...

(Только для тех читателей, которые меня почти не знают)

Я не хотел рассказывать о себе так подробно, но меня очень попросили...

Многим интересно - когда я родился, (по-видимому, не с точки зрения возраста, а для того, чтобы поздравить меня с очередным Днём Рождения). Я не стесняюсь своего возраста и не делаю из этого секрета. На свет я появился 20-го сентября 1933 года в городе Лукоянове Горьковской области. А с 1940 года стал свердловчанином. В 1951 году окончил школу N 40. (До сих пор удивляюсь, как меня угораздило окончить её с серебряной медалью).

В Свердловском горном институте получил специальность горного инженера-геофизика. Это удивительное сочетание геологической романтики с техникой. После окончания института несколько лет работал на самом передовом участке геофизики - на аэрогеофизических съёмках, налетав на самолётах АН-2 около 2000 часов и на вертолётах МИ - 1 и МИ-8 около 1000 часов. Если говорить о географии, то где я только не работал и не бывал в экспедициях и командировках: на Среднем, Южном, Северном, Приполярном, Полярном Урале, в Башкирии, в Центральном Казахстане, на полуострове Мангышлак, на Эмбе, на плато Усть-Урт, в Забайкалье, на Колыме, в Узбекистане, в Монголии и даже, с первой группой советских геологов, - в экзотической стране - Индонезии. Кроме работы в полевых геологических партиях и экспедициях, пришлось организовывать и возглавлять вычислительные центры в Уральском геологическом управлении в Свердловске и в объединении "Полярноуралгеология", находившемся в Воркуте. За Полярным кругом я проработал (по собственному желанию)

[7]

более 12 лет - на столько хватило терпения. Последние несколько лет возглавлял там партию по золоту, где попробовал для поисков металла, за который гибнут люди, применить металлодетекторы, разработанные и изготовленные собственными силами. В начале 90-х годов, когда многое в нашей удивительной, но бездарной стране стало рушиться, я решился организовать и возглавить Производственно-внедренческое предприятие "УРАЛПРИМ" (УРАЛ-ПРИборы-Методика), которое продолжило разработку, изготовление и внедрение специализированных металлодетекторов для геологической, добывающей отрасли, а также для археологии, криминалистики, служб досмотра и таможенного контроля. Три года тому назад нашими приборами заинтересовались греки, и по их приглашению я уже три раза слетал в эту, овеянную легендами, страну. И теперь, если кто-нибудь при мне говорит известную всем фразу: "В Греции всё есть!", то я обязательно поправляю: ..."Всё, кроме наших металлодетекторов!"

Я очень богатый человек, потому что имею и одну жену, и пока одну единственную дочь и целых два внука, которых люблю, надеясь на их взаимность. Теперь, когда Вы почти всё обо мне уже знаете, можно что-то сказать и о песнях под гитару. Об этом меня попросили рассказать более подробно...

Ещё в школьные годы я начал складывать слова, как кирпичики, в строчки и рифмовать окончания этих строчек. Рифмовал каждый вечер перед сном и обязательно записывал то, что срифмовалось в толстую тетрадку своим каллиграфическим, но неразборчивым почерком.

В институте писал интермедии и конферанс и выступал с ним в концертах художественной самодеятельности. На 3-м курсе написал первую песню на свои слова и мелодию, после чего взял продолжительный тайм-аут и стал писать только слова на мелодии популярных в то время песен.

Играть на семиструнной гитаре, которая стоила в те времена семь рублей (возможно цена определялась количеством струн), меня, к сожалению, никто не учил, поэтому я с хорошего цвета завистью всегда смотрел на людей, профессионально владеющих гитарой. Но в 1964 году мне посчастливилось встретиться в нашем городе с уже популярным в то время БУЛАТОМ ОКУДЖАВОЙ и провести два дня и два вечера (!) в чудесном

[8]

обществе МЭТРА и его замечательных песен. Тогда БУЛАТ ШАЛВОВИЧ, послушав несколько моих песен на чужие мелодии, промолвил БЛАГОСЛОВЕННЫЕ СЛОВА: "Попробуй любой аккомпанемент, но свой!". Я очень близко к сердцу принял эти слова, и уже летом этого года у меня появились первые песни и со своими словами, и со своей музыкой.

А в 1965 году произошло моё первое публичное выступление в Доме работников искусств города Свердловска, где в устном журнале "Творчество", редактором которого был поэт ЛЕВ СОРОКИН, мне была предоставлена страница, названная "Песни у таёжного костра".

И... пошло-поехало. Я очень удивлялся, что мои песни могут кого-то интересовать, и стал выступать перед самыми различными аудиториями, а в марте 1967 года состоялся мой первый авторский концерт в двух отделениях в актовом зале Уральского политехнического института, при котором в январе 1967 года был организован Свердловский городской клуб песни, возглавлявшийся ЕВГЕНИЕМ ГОРОНКОВЫМ и ЮРИЕМ ЧЕЧУЛИНЫМ.

В этом же году около десяти моих песен прозвучало по радиостанции "Юность" в передаче, подготовленной известным журналистом и бардом БОРИСОМ ВАХНЮКОМ.

В 1968 году вместе с АЛЕКСАНДРОМ ДОЛЬСКИМ я представлял наш город Свердловск на Всесоюзном Фестивале самодеятельной песни в Академгородке г. Новосибирска, где мы выступили достаточно успешно. (Это мнение не моё, а критиков, которых на авторскую песню и в те времена всегда хватало).

В шестидесятые-девяностые годы доводилось часто выступать не только в нашем городе, Нижнем Тагиле, Асбесте, Ханты-Мансийске, где я участвовал в Днях Уральской литературы, но и в Ленинграде, Москве, Риге, Алма-Ате, Ташкенте, Киеве, Воркуте, Иркутске.

Иногда слушал, как мои песни звучали по Свердловскому и Воркутинскому радио и телевидению, и всегда благодарил своих друзей, когда они звонили и говорили: "Включи телевизор (или радио), там звучат твои песни!".

Публиковались песни в геологических многотиражках "Геолог Урала", "Геолог Севера", а также в городских газетах и центральных журналах, многие песни были включены в несколько

[9]

сборников авторской песни, изданных центральными издательствами: "Люди идут по свету" (издательство "Советский композитор", 1989г.), "Среди нехоженых дорог одна - моя" (издательство "Профиздат", 1989г.), "Люди идут по свету" (издательство "Физкультура и спорт", 1990г.), "Негаснущий костёр" (издательство "Геоинформмарк", 1998г.).

Кроме этого, отдельные песни были включены во многие сборники, выпускавшиеся местными издательствами.

В 1996 году вышел мой первый компакт-диск "Я часто уходил...", в который вошло 28 песен.

Как дань памяти ушедшему от нас поэту ЛЬВУ СОРОКИНУ, который в 1965 году вывел мои песни на сценическую площадку, я дал ему второе название - "Песни у таёжного костра", (так называлась страничка в упоминавшемся выше устном журнале "Творчество").

В создании первого компакт-диска принял участие СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРСКИЙ, которого зарубежная пресса назвала супермультиинструменталистом (он собрал уникальную коллекцию - около 400 музыкальных инструментов народов мира, и каждым инструментом владеет в совершенстве, за что попал в Книгу Рекордов Гиннеса). Он сделал аранжировку аккомпанемента для двух гитар и своей чудесной гитарой украсил песни на диске.

В 1997 году к 80-летию Уральской государственной горно-геологической академии увидел свет мой первый авторский сборник "Смотрите в небо чаще...", включивший 80 песен и стихов.

В этом же году в г. Воркуте была выпущена аудиокассета "Песни о Воркуте", в которую вошли две мои песни, а в Екатеринбурге вышел компакт-диск "Родной мой завод...", посвящённый юбилею Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов, в который включили три мои песни. Оказалось, что генеральный директор этого завода НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ТИМОФЕЕВ когда-то давно, сплавляясь на байдарках, пел мои песни.

В декабре того же года в программе "Музыка вокруг нас" Свердловской Государственной теле-радиокомпании прозвучала 50-минутная передача, посвященная моим песням (автор ВИКТОР ПОПОВ).

[10]

В 1998 году вышла аудиокассета "Я часто уходил...", а студия записи "Новые Проекты" ВИКТОРА ЗАЙЦЕВА в коллекционной серии "Барды России" выпустила аудиокассету и лазерный диск "Песни у таёжного костра".

В честь 75-летия АЭРОФЛОТА, отмечавшегося в феврале 1998 года, был выпущен очень большим тиражом юбилейный компакт-диск "И просится сердце в полёт...", в который была включена одна из моих песен "Я часто уходил...". По-видимому, составители из-за следующих строчек: "Я часто уходил НА САМОЛЕТ, на поезд..." и "Прости меня, прости за частые прощанья, пусти меня, пусти, - пора НА САМОЛЕТ..." решили, что это "Аэрофлотовская" песня.

В 1997 году, во время празднования Дня города, мне довелось принять участие в концерте авторов-исполнителей, в Историческом сквере города, а в 1998 году в Дни юбилея города в заключительном концерте конкурса на лучшую песню о нашем городе, организованного радиостанцией "Студия-город". Тогда среди песен других авторов на площади 1905 года прозвучал мой "Екатеринбургский вальс". Кстати, строчка из этой песни: "Екатеринбург - он как третий мой родитель..." стала темой сочинения, предложенной выпускникам средних школ Городским Управлением народного образования в числе других десяти тем в том юбилейном году.

В 2000 году одна из моих геологических песен открыла торжественный концерт на Съезде геологов России, посвященного 300-летию Горно-геологической службы страны, который состоялся в Санкт-Петербурге. Мне было приятно, что там прозвучала песня, написанная на Урале и которую мы часто пели у наших походных костров. Это был, наверное, единственный в моей жизни случай, когда я выступил в одном концерте с МУСЛИМОМ МАГОМАЕВЫМ, ЭДУАРДОМ ХИЛЕМ, ВАЛЕНТИНОЙ ТОЛКУНОВОЙ, ЕКАТЕРИНОЙ ШАВРИНОЙ, ТАТЬЯНОЙ БУЛАНОВОЙ, ансамблем "Поющие гитары".

Наверное, нужно сказать о том, что в 2001 году мне предложили вести рубрику авторской песни "Возьми гитару..." в межрегиональном журнале "Грани Урала", (его выпускает Издательский дом "ФИЛАНТРОП"), а в 2002 году я стал редактором отдела культуры этого журнала.

[11]

Всего в моей обойме около 250 песен, среди которых, кроме "геологических", много лирических и шуточных, есть и пародии на известных бардов.

Кроме этого, более 20 песен (в основном, лирических) были написаны мною на слова известного Уральского поэта ЛЬВА СОРОКИНА. И мне очень хочется выпустить диск или аудиокассету с песнями на его слова.

Но, самое главное, что мне доставляет удовлетворение и радость, это то, что мои песни (чаще всего такие, как "Говорливая река", "Ожерелье тёплых рук", "Песенка о ветре", "Палаточка под елями", "Куда нас черти понесли...", марш-гимн туристов "Европа-Азия") звучат и сегодня, а я, в свободное на работе и от работы время, продолжаю создавать и дарить людям свои новые песни. Только в последние три года у меня появилось более сорока новых, в основном, лирических песен, которые удалось записать на студии Виктора ЗАЙЦЕВА в чудесной аранжировке и сопровождении Андрея ЕЛЕЦКОГО - и художника, и музыканта, и философа. Первый диск с новыми песнями мы назвали "Вот и новая осень...", второй - "Ожерелье тёплых рук", третий - "Ах, время, времячко..." На четвертом диске записано 24 импровизации Андрея ЕЛЕЦКОГО на мою песню "Говорливая река".

Я вас уже утомил, поэтому в заключение считаю уместным привести слова, которые стали эпиграфом к моему первому компакт-диску:

Я НЕ ДУМАЛ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ МОИ ПЕСНИ БУДУТ ЗАПИСАНЫ НА ТАКОМ ДИСКЕ. ОН МНЕ ОЧЕНЬ ДОРОГ, ЭТОТ ДИСК, ПОТОМУ ЧТО С КАЖДОЙ ПЕСНЕЙ СВЯЗАНЫ ВОСПОМИНАНИЯ О ЧУДЕСНЫХ МЕСТАХ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЯХ, НА КОТОРЫХ МНЕ ОЧЕНЬ ВЕЗЛО В ЖИЗНИ...

...Я ПРИГЛАШАЮ ВАС... ПОСЛУШАТЬ ЭТИ ПЕСНИ, А, ПРИ ЖЕЛАНИИ, И ПОДПЕТЬ.

ЛЮДЯМ ХОЧЕТСЯ ИНОГДА НЕ ТОЛЬКО СЛУШАТЬ.

ПОЙТЕ БОЛЬШЕ ПЕСЕН!

КОГДА ЧЕЛОВЕК ПОЁТ - ЭТО ХОРОШО!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[13]

 

ВОТ И НОВАЯ ОСЕНЬ...

Вот и новая осень
Расплескалась дождём,
Лето в памяти носим,
Снега первого ждём.

     Ветер злой и колючий
     Вальс танцует с листвой,
     И свинцовые тучи
     Виснут над головой...

Память тихо листаем,
Погружаемся в сны.
И о малом мечтаем -
Чтоб дожить до весны.

     В сердце стало прохладно, -
     Бьется с осенью в такт.
     Что-то вышло нескладно,
     Что-то вышло не так...

А проказница-осень
Листопад пролила.
Друга встретим и спросим:
"Как живёшь? Как дела?"

     Друг привычно ответит:
     "Как живу? Как всегда..."
     И опять не заметит,
     Как нас метят года...

В жизни, как на манеже.
Мир - сплошной Колизей.
Но всё реже и реже
Мы встречаем друзей.

     УЛЫБАТЬСЯ РАССВЕТУ
     И ЦЕНИТЬ КАЖДЫЙ ЧАС -
     Жаль, что истину эту
     Понял я лишь сейчас...

1997

 

 

 

 

 


 

 

 


На стартовую страницу Вверх В оглавление

 

 

Сайт "Геологи Урала"